Расход бетона на бортовой камень

Бортовой камень дорожный, садовый бордюр ГОСТ 6665-91.

Камень бордюрный – для строительства и благоустройства автодорог, парковок, газонов, пешеходных зон, парковых территорий, частных приусадебных хозяйств и т.п.

Камень бортовой является многофункциональным элементом благоустройства территорий. Бордюрный камень укрепляет дорожное полотно, разделяет проезжую часть от пешеходной зоны (газонов), используется для водоотвода, направляя ливневые стоки с проезжей части в специальные водосбросные конструкции, выполняет декоративную функцию, играет огромную роль в организации безопасности дорожного движения. В зависимости от области применения и от функциональной нагрузки, бордюрные камни подразделяют на два основных типа: для дорожного строительства (дорожный, магистральный) и для благоустройства территорий (бордюр садовый, тротуарный, газонный). В дорожном строительстве применяют высокопрочные бортовые камни длиной от 1-го до 3-х метров, высотой от 30-ти до 45-ти см, толщиной – 15-18 см. (БР 100.30.15, БР 100.30.18, БР 100.45.18). При благоустройстве территорий используют садовый бордюрный камень различных цветов и размеров, он тоньше дорожного, так как не предназначен для выдерживания серьезных нагрузок и, в основном, носит декоративную функцию. Применение бордюрного камня различных цветов, позволяет существенно сократить эксплуатационные расходы, полностью исключаются затраты, связанные с систематической окраской бордюров для придания им эстетического вида.

Благодаря высокому спросу, производство бордюрного камня освоено на многих предприятиях ЖБИ. В производстве, наиболее широкое распространение получил метод полусухого вибропрессования (на основе песчано-цементных бетонов), позволяющий изготавливать бордюрные камни различных расцветок, в большом количестве, с идеальной геометрией, с высокими показателями по прочности и морозостойкости. Бордюрные камни производятся серийно, для удобства транспортировки и предотвращения повреждения, продукцию упаковывают и укладывают на деревянные поддоны.

Стоимость бортового камня весьма низкая ввиду небольшой стоимости сырья, высоких технологии производства (немецкое оборудование – вибропресс) и огромной конкуренции между производителями.

Продукция производится методом вибропрессования и отгружается на возвратных поддонах.
Доставка осуществляется автомобильным транспортом грузоподъемностью 18-20 тонн.

Установка бетонных бортовых камней на основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия

Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

Карты трудовых процессов предназначены для совершенствования организации труда рабочих, занятых на ремонте и содержании автомобильных дорог.

Карты определяют прогрессивную технологию работ, рациональное использование рабочего времени, технологическую последовательность выполнения работ на основе передовых приемов и методов труда.

Карты могут быть использованы при разработке организационно-технологической документации при ремонте и содержании автомобильных дорог (П ПР и другие), планировании работ, а также в учебных целях при подготовке высококвалифицированных рабочих.

Сборник карт трудовых процессов подготовлен инженерами А. И. Анашко, Е. В. Купцовой, Т. В. Страховой.

Установка бетонных бортовых камней на основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

Разработана ГП Центроргтруд Росавтодора

1. Область и эффективность применения карты

1.1 . Карта предназначена для рациональной организации труда звена рабочих занятых на установке длинномерных бетонных бортовых камней на бетонное основание из готовой бетонной смеси при устройстве дорожного покрытия.

1.2 . Показатели производительности труда:

Выработка на 1 чел.-день

Затраты труда на устройство 1 м бортовых камней

Примечание: В затраты труда по карте включено время на подготовительно-заключительные работы — 5 % и отдых — 10 %.

Снижение затрат труда и повышение выработки на 3 % достигается в результате использования методов и приемов труда, рекомендуемых в карте.

2. Подготовка и условия выполнения процессов

2 .1 . До начала установки бортовых камней мастер и старший рабочий должны выполнить разбивочные работы. В состав работ звена разбивочные работы не входят.

2.2 . Щебеночно-гравийный слой под бетонным основанием должен быть уложен на предварительно спланированное и уплотненное грунтовое основание.

2.3 . Бортовые камни следует укладывать на прямых участках по шнуру, а на закругленных — по шаблону с оставлением между камнями пазух шириной 3-5 мм. На закруглениях применяют только лекальный бортовой камень. Заполнение пазух между камнями допускается после проверки правильности положения борта.

2.4 . Бортовые камни, изготовленные из бетона, не должны иметь отклонения от проектных размеров более 5 мм по длине и высоте камне, 2 мм по ширине.

2.5 . Для отделения проезжей части внутриквартальных проездов, магистральных улиц и автомобильных дорог применяют бортовые камни, изготовленные из бетона марки 400.

2.6 . К работе допускаются рабочие, прошедшие инструктаж по технике безопасности. Все мероприятия должны производиться в соответствии с правилами охраны труда при строительстве, ремонте и содержании автомобильных дорог.

3. Исполнители, предметы и орудия труда

1 . Дорожный рабочий 4 разряд (А1) 1

2 . Дорожный рабочий 3 разряд (А2) 1

3 . Дорожный рабочий 2 разряд (А3 — А4) 2

3.2 . Машины, оборудование, инструменты, приспособления, инвентарь.

Расход бетона при установке бордюрного камня

Садовый бетонный бордюр: способы установки

Конструкция садово-парковых дорожек предусматривает наличие защитного ограждения полотна – бордюр садовый бетонный. Бордюр устанавливается по наружному периметру дорожки и выполняет следующие функции – защита полотна от разрушения, зарастания травой, засыпания грунтом с клумб и газонов. Садово-парковая дорожка, окаймленная бордюрными камнями, приобретает завершенный архитектурный вид.

Виды бетонных бордюров для садовых дорожек

Существует три вида строительных материалов этого типа:

  • Тротуарный дорожный камень промышленного производства, изготовленный в соответствии с требованиями ГОСТ 6665-91. «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия».
  • Формовой бетонный садовый бордюр, изготовленный своими руками непосредственно на строительной площадке.
  • Декоративный бордюр, залитый в опалубку по аналогии с ленточным фундаментом.

Рассмотрим особенности каждого типа подробнее.

Бетонный формовой садовый бордюр ГОСТ 6665-91

Этот тип бордюра выпускается производственными компаниями, специализирующимися на изготовлении ЖБИ и тротуарной плитки. Готовые к установке изделия можно приобрести либо в производственной компании, либо в магазинах строительных материалов.

Технические характеристики садового бордюра:

  • Обозначение в соответствии с требованиями ГОСТа: БР 100.20.8 (Бордюр Рядовой 100х20х8 см.).
  • Назначение: отделение садово-пешеходных дорожек от газонов и клумб.
  • Средняя масса, кг: 40.
  • Класс бетона по прочности на сжатие: В22. Соответствует марке бетона М300.
  • Размеры садового бетонного бордюра по ГОСТ: длина 1000 см, высота 200 мм, ширина 80 мм. На верхней грани элемента выполнена декоративная фаска 15х15х45 °.
  • Материал изготовления: не армированный мелкозернистый бетон.
  • Условия твердения бетона: пропаривание при температуре не более 70 градусов Цельсия.
  • Средняя цена 1 единицы в розничной продаже: 140-185 руб. плюс доставка.

Формовой бордюр собственного изготовления

Должен соответствовать гостовскому изделию по всем техническим характеристикам, кроме двух факторов: заливка изделий производится в самодельные деревянные формы или покупные полипропиленовые формы, а пропаривание при температуре 70 градусов Цельсия заменяют вибрированием тем или иным способом.

форма для бордюра

Соответственно качество самодельного бордюра несколько хуже, чем элементов заводского изготовления. Для определения целесообразности самостоятельного изготовления, рассчитаем примерную себестоимость бордюрного камня произведенного своими силами. Исходные данные:

  • Стоимость формы: 580 рублей.
  • Стойкость формы: до 300 циклов заливки.
  • Материал заливки: бетон М300,
  • Стоимость 1м3 бетона: 3550 руб.
  • Объем готового изделия: 0,016 м3.
  • Количество единиц получаемых из 1 м3: 1/0,016=62 шт.
  • Доля стоимости формы в одной единице: 580/300=1,93 руб.

Примерная себестоимость бордюра собственного изготовления: 3550/62+1,93=59 рублей. Подобная значительная разница в цене изделия заводского и цене самодельного изделия объясняется высокой себестоимостью пропаривания, начислениями на заработную плату, НДС и накладными расходами. Вывод. Если стоит задача получить недорогой садовый бордюр, есть смысл изготовить его своими силами.

Бордюр заливаемый в опалубку

Технология создания бордюра этого вида, аналогична технологии заливки ленточного фундамента. В предварительно отрытую и подготовленную канавку устанавливается опалубка, в которую заливается бордюр.

Опалубка выдерживается в течение 72 часов, демонтируется, готовый бордюр, болгаркой расшивается температурными швами, укрывается полиэтиленовой пленкой и после набора прочности (14-28 суток) готов к эксплуатации.

Преимущества: совмещение процесса изготовления и установки, минимально возможная себестоимость, возможность формирования элементов имеющих любую криволинейность. Недостатки: относительно низкое качество и долговечность, относительно худший внешний вид.

Материал для изготовления садового бордюра

Для производства садовых бордюров используется мелкозернистый бетон, который должен готовиться в соответствии с рекомендациями, изложенными в ГОСТ 6665-91:

  • Марка бетона М300(В 22,5).
  • Подвижность бетона: П2-П3.
  • Содержание вовлеченного воздуха: 4-5%.
  • Пропорции компонентов (Ц: П: Щ:В):1:2:3,3:0,4.
  • Связующее: портландцемент ЦЕМ I 32,5Н ПЦ.
  • Крупный заполнитель: гранитный щебень или гравий или доменный шлак с наибольшим размером фракции 20 мм.
  • Марка крупного заполнителя по прочности на сжатие: 1000, по морозостойкости F
  • Мелкий заполнитель: природный песок с модулем крупности частиц 2,2.

Для обеспечения показателей подвижности и вовлеченного воздуха используются присадки, добавляемые на этапе перемешивания компонентов: «Суперпластификатор С-3» в количестве 0,7-0,7 от массы цемента и «Смола нейтрализованная воздухововлекающая» в количестве 0,15-0,2 от веса связующего.

Важно! При изготовлении бетона для производства бордюра, следует строго соблюдать водоцементное соотношение: 1 часть цемента, 0,4 части вода.

Собственно технология замешивания бетона ничем не отличается от стандартной. Этапы технологии: перемешивание порций сухих компонентов: цемента, песка и щебня, добавление воды и присадок, повторное перемешивание до однородной консистенции в бетономешалке или вручную.

Установка формового бордюра для садовых дорожек

Для монтажа бордюрного камня понадобятся следующие материалы и инструменты:

  • Бетон М100 и цементно-песчаный раствор М50.
  • Мелкий щебень или речной песок для дренажа.
  • Трамбовка (кусок бревна небольшого диаметра или кусок деревянного бруса 100х100 мм).
  • Полипропиленовая или льняная бечевка, металлические или деревянные колышки.
  • Строительный уровень, штыковая и совковая лопата, ведра, шпатель.

Технология установки садового формового бордюра проста, и может быть реализована своими силами без привлечения наемной силы. Далее мы расскажем, как установить садовый бетонный бордюр своими руками.

  • Участок под садовую дорожку планируется. По обеим сторонам участка выкапываются траншеи глубиной 140 мм и шириной 120 мм.
  • Дно траншеи уплотняется трамбовкой, после чего на дно траншеи, толщиной 40 мм насыпается и уплотняется мелкий щебень или речной песок.
  • По верхнему срезу бордюрного камня, на колышки, строго горизонталь натягивается бечевка. Для контроля горизонтальности следует использовать строительный уровень.
  • Ответственный этап – установка бордюрных камней. На щебенку, тонким слоем выкладывается бетонная подушка. Верхний срез камня выставляется по бечевке и дополнительно контролируется по уровню. Далее с зазором 3-4 мм по торцу также на бетонную подушку устанавливается следующий камень и так до конца дорожки.
  • Зазоры между бордюром и траншеей заливаются бетоном, а зазоры между торцами замазываются цементно-песчаным раствором. Бетон трамбуется штыкованием, для замазывания зазоров используется тонкий шпатель.

Через 72 часа после заливки раствора наружный периметр бордюра отсыпается грунтом, после чего можно начинать формирование полотна дорожки.

Расход бетона при установке бордюрного камня

На самом деле в установке бордюрных камней нет ничего хитрого. Основная тяжесть работы с бордюрами связана с их габаритами и массой. И, конечно, нужно помнить, что установка бордюров производится до того, как устраивается финишное покрытие из асфальтобетона или тротуарной плитки.

Итак, приступим. Первым делом роют траншею, ширина и глубина которой зависят от размеров бордюрного камня. По бокам и снизу необходимо оставлять зазор порядка 20 см (т.е., если ширина бордюра составляет 15 см, то, соответственно, траншея должна иметь ширину 50-60 см). Если условия местности позволяют, лучше всего для рытья использовать экскаватор с узким ковшом. Если нет — придётся копать вручную. Дно траншеи непременно нужно уплотнить с помощью вибротрамбовки или виброплиты.

Далее следует устройство щебеночного основания на дне траншеи. Для этих целей годится щебень средних размеров – фракции 20-40 мм. Толщина слоя должна составлять 10-15 см. Само собой, щебень тоже нужно уплотнить.

Для того, чтобы установить бордюры ровно, используют направляющую нить. Ее натягивают по отметкам, выверенным с помощью нивелира. По нити выравнивают высоту бордюров, а также ровность ряда бордюров в горизонтальной плоскости.

Переходим к выставлению бордюров. На этом этапе уже понадобится бетон. По опыту, лучше брать бетон марки М-250 или, в крайнем случае – М-200. Его небольшими кучками выкладывают в траншею по линии установки бордюров, в тех местах, где должны быть их стыки. На эти бетонные «возвышенности» и устанавливаются бордюрные камни. При установке бордюра в траншею используются специальные клещи — нечто типа больших ножниц с загибами на концах. Эту операцию выполняют два человека, «вооружённые» такими клещами. Одному с такой процедурой не справиться, ведь дорожный бордюр весит порядка 120 кг! При установке следует соблюдать величину зазоров между бордюрами 1-3 мм.

Пока бетон не «стал» есть возможность подправить установленный на «ляпушки» бордюрный камень — сместить его вправо-влево, скорректировать угол его наклона и высоту. Для этих целей применяются резиновые молотки. Другой твердый инструмент может повредить, расколоть бордюр.

Стоит заметить, что иногда выставляют бордюры не на бетонную смесь, а на кирпичи. Конечно, так-то — скорее (примерно вдвое), но качественно поставить бордюры в этом случае получится, только если основание выполнено очень-очень ровным.

После того, как бордюры выставлены, — можно приступать к следующему этапу работ – их бетонированию. По бокам от бортовых камней на расстоянии 15-20 см выставляют опалубку, затем заливают ее бетоном. В процессе укладки бетона важно отследить, чтобы бетонная смесь зашла и полностью заполнила пространство под бордюром. Одного кубометра бетона должно хватить на установку 15-17 бордюрных камней.

Опалубку можно снимать уже через 2-3 дня после бетонирования. После чего выполняется затирка зазоров между бордюрами цементным раствором марки М-100. В итоге, бордюрный камень оказывается со всех сторон жестко закреплен надежным бетоном.

Завершаются работы по установке бордюров засыпкой пазух траншеи щебнем, песком, ГПС или грунтом.

Выполняя работы по установке бортовых камней, нужно отнестись со всей серьёзностью к современным требованиям по благоустройству. В частности, в ряде мест должны выполняться прогибы линии бордюров, которые требуется соблюдать для реализации требований по доступности «среды» для людей с ограниченными возможностями.

Оставьте комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *